+7 (495) 374-77-76запись на приём
+7 (495) 374-55-83платные услуги

Научный полк. Николай Иванович Гращенков


Судьба этого человека удивительным образом вместила столько драматических событий и свершений, произошедших на переломе исторических эпох, что их с лихвой могло хватить на несколько насыщенных жизней.

Николай Иванович Гращенков (в ранних научных трудах псевдоним – Проппер) родился 26 марта 1898 года в деревне Заборье Мстиславского уезда Могилевской губернии, в белорусской крестьянской семье. Жили очень бедно, но Николай с детства мечтал учиться, смог окончить церковно-приходскую школу и двухклассное училище. Уже с ранних лет батрачил, работал в соседской усадьбе мальчиком-посыльным. И здесь в жизнь вмешался случай. Поскольку он был единственным на всю округу подростком, владеющим грамотой, его пригласили к местной помещице для чтения книг, что очень помогло Николаю в плане общего образования. Затем наступила война. Николай Иванович, скрывая свой возраст, попадает в действующую армию. С октября 1915 по май 1917 г. он служил рядовым, затем унтер-офицером на Западном фронте, отличился в боях, был ранен и получил георгиевскую медаль «За храбрость». Здесь же произошло сближение Николая Ивановича с большевиками.

После демобилизации юношу подхватывает бурный революционный вихрь. C мая 1917 г. он секретарь волостного исполкома с. Пиряны Мстиславского уезда (Могилевская губерния), в мае-августе 1918 г. — заведующий отделом Могилевского губернского продкома, с августа 1918 г. — начальник районной милиции в Мстиславском уезде и член РКП(б), а с апреля 1920 г. — начальник Управления всей губернской милиции в Смоленске. И это в 22 года!

Рис. 8. Гращенков в 1921 году.jpg
Николай Гращенков в 1921 г.

Однако сильнейшая тяга к знаниям побудила Гращенкова в 1921 году поступить на рабфак Смоленского университета, откуда он вскоре перевелся на медицинский факультет Московского университета. Здесь он под влиянием выдающегося педагога и ученого Л. О. Даркшевича обратил свой взгляд на неврологию и остался верен этой специальности до конца жизни. По окончании университета в 1926 г. он проходит ординатуру по неврологии под непосредственным руководством профессора И. Ю. Тарасевича, затем работает ассистентом Первой клиники медицинского факультета. С 1930 г. Гращенков – декан медицинского факультета университета и в этом же году, после преобразования факультета в 1-й Московский медицинский институт становится его первым директором. Столь стремительная карьера, несомненно, свидетельствует о незаурядных способностях, таланте и кипучей энергии молодого врача и ученого.

С февраля 1931 по ноябрь 1932 г. Н. И. Гращенков — слушатель Института красной профессуры (факультет философии естествознания), с ноября 1932 г. — директор Института высшей нервной деятельности Комакадемии, с марта 1933 г. — заведующий отделом физиологии и патологии органов чувств Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ). Здесь он активно разрабатывает разнообразные проблемы экспериментальной патологии и физиологии нервной системы, вопросы кожной рецепции и взаимодействия анализаторов, использования физических методов в комплексном лечении нервных болезней. В 1935 году после защиты докторской диссертации, посвященной судорожным состояниям, он по рекомендации И. П. Павлова и А. А. Орбели уезжает в длительную заграничную командировку в Европу и США (1935–37 гг.), работает на кафедрах физиологии в Кембриджском, Лондонском и Оксфордском университетах, Лондонском институте медицинских исследований (Англия), Рокфеллеровском институте медицинских исследований и физиологической лаборатории Йельского университета (США), посещает ряд научных центров в Голландии, Франции и Германии.

По возвращении домой происходит новый поворот в его судьбе: Гращенков становится первым заместителем наркома здравоохранения СССР, а с июля 1938 по сентябрь 1939 г. он исполнял обязанности наркома здравоохранения СССР. В 1939 году Гращенков был избран членом-корреспондентом АН СССР; в конце того же года он стал директором ВИЭМ и (спустя короткое время) также руководителем неврологической клиники этого учреждения.

В годы войны Н. И. Гращенков был консультантом по неврологии и нейрохирургии 33-й армии, часто выезжал на фронт, оперировал множество раненых с черепно-мозговой травмой, изучал терапевтическую эффективность советского пенициллина. Огромный опыт, накопленный им в это время, нашел отражение в нескольких монографиях, посвященных клинике и лечению военной травмы спинного мозга и позвоночника и поражений нервной системы. После окончания войны его, с учетом успешного изучения в ВИЭМ проблемы вирусных энцефалитов, направляют в Манчжурию, научным результатом чего явилась книга о японском энцефалите и другие труды о вирусных поражениях нервной системы.

Рис. 9. Гращенков на фронте.jpg

Н. И. Гращенков (пятый справа) на 1-м Прибалтийском фронте с бригадой ученых-медиков, сформированной для проведения клинических исследований советского пенициллина – крустозина. В центре – создатель отечественного пенициллина З. В. Ермольева (1944 г.).

После создания Академии медицинских наук СССР, происходившего при активном участии Н. И. Гращенкова, он в 1944 году стал академиком первого состава АМН СССР, а в 1945 году – первым директором Института неврологии. Однако жизнь снова потребовала резкой смены курса: его родная республика Белоруссия, истерзанная войной, остро нуждалась в налаживании мирной жизни, и в конце 1947 года Н. И. Гращенкова направляют в Минск. Здесь он избирается президентом Академии наук Белоруссии, быстро восстанавливает сеть довоенных научных учреждений, организует Институт теоретической медицины (который возглавлял до 1951 года), нейрохирургический центр, лабораторию нейрофизиологии. Работа в АМН СССР и АН БССР с учеными самого разного профиля ярко проявила характерную черту научной деятельности Н. И. Гращенкова – постоянное стремление поставить на службу клинической медицине новейшие достижения физиологии, физики и химии. 

Вернувшись в 1951 году в Москву, Н. И. Гращенков возглавил кафедру нервных болезней Центрального института усовершенствования врачей и одновременно – созданную им лабораторию нервных и гуморальных регуляций АН СССР. Свои лекции он читал очень ярко, темпераментно, с глубоким знанием предмета, в них всегда было много истории, а проблемы рассматривались широко, с позиций мультидисциплинарных нейронаук. Для него это было естественно, так как он соединял в себе невролога, нейрофизиолога, нейрохирурга, физиотерапевта, живо интересовался вопросами нейробиохимии и нейропсихологии. Ему было попросту тесно в клинической неврологии! По мнению А.М. Вейна, Н. И. Гращенков был, в первую очередь, выдающимся теоретиком в неврологии, неизменно приводившим аудиторию в восторг широтой полета мысли, уровнем обобщений и умением обозначить новые пути в науке. И хотя, возможно, в его лекциях вопросы клиники иногда излагались в несколько обобщенном виде, без красоты неврологических деталей (в силу административной нагрузки Гращенков был лишен возможности ежедневной кропотливой работы у постели больного), тем не менее, его клинические разборы также вызывали большой интерес. Как вспоминает Л. Ф. Касаткина, в клинической работе Николай Иванович опирался на свой богатейший предшествующий опыт невролога и нейрохирурга, полученный им в самых разных госпиталях как в годы войны, так и в мирное время.

В 1958 году Гращенков был избран заведующим кафедрой нервных болезней 1-го Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, но пробыл в этой должности совсем недолго и в 1959—1961 гг. вновь был командирован за рубеж, в Женеву, в качестве заместителя Генерального директора Всемирной организации здравоохранения. С 1961 г. до конца жизни Николай Иванович работал в Институте высшей нервной деятельности АН СССР заведующим лабораторией по изучению нервных и гуморальных регуляций, занимался проблемой гипоталамической патологии и успел завершить фундаментальную монографию на эту тему, совместно с академиком Л.С. Штерн выполнил ряд работ по изучению проницаемости гематоэнцефалического барьера, разрабатывал вопросы физиологии и патологии сна, с большим интересом изучал возможности рефлексотерапии в неврологии.

Николай Иванович был чрезвычайно яркой личностью и обладал недюжинным обаянием, как чисто человеческим, так и мужским. Его вспоминают как большого вальяжного человека, выше среднего роста, всегда подтянутого и модно одетого (белоснежная рубашка, полосатый галстук, шикарный строгий костюм, очки в тонкой оправе), с доброй улыбкой и смеющимися глазами. Он был неизменно вежлив (только на «вы» с сотрудниками, даже совсем молодыми), лишен всякого высокомерия, умел слушать людей и выделять главное, никогда не упуская возможность впитать крупицы новейшей информации по актуальным проблемам неврологии, философии, естествознания. У Николая Ивановича отсутствовало даже малейшее чувство ревности в отношении быстро растущего сотрудника либо опасение, что ученик может превзойти своего учителя. Наоборот, научный рост такого сотрудника он воспринимал с огромной гордостью, как бы рассматривая его в качестве своего продолжения, своего будущего. Интересно, что совсем незадолго до ухода из жизни в 1965 году Николай Иванович «дал свет» блестящей научной карьере И. Н. Боголеповой – ныне академика РАН, руководителя лаборатории Научного центра неврологии: он как официальный оппонент дал прекрасный отзыв на ее кандидатскую диссертацию, посвященную онтогенезу гипоталамуса человека. Вне работы Николай Иванович был очень компанейским человеком – мог на лабораторном вечере отплясать азартный, весёлый танец, на банкете в ресторане по поводу очередной защиты диссертации веселить присутствующих смешными историями (коих знал бесконечное множество!), и обязательно не забывал сказать о каждом из присутствующих добрые и тёплые слова, пожелать успеха.

Пройдя бедное и беспросветное детство, Н. И. Гращенков благодаря постоянной учебе и самообразованию к концу жизни стал одним из самых заслуженных и эрудированных людей своего времени, оставив неизгладимый след в истории отечественной науки.

По материалам книги «Научный центр неврологии: 75 лет побед и свершений (1945–2020)». Под ред. Пирадова М.А.,  Иллариошкина С.Н. М.: Издательское предприятие «Атмосфера», 2020. 308 с., ил. (https://www.neurology.ru/nauka/monografii-rukovodstva-i-metodicheskie-rekomendatsii/nauchnyy-centr-nevrologii-75-let-pobed-i.html)



Возврат к списку