+7 (495) 374-77-76запись на приём
+7 (495) 374-55-83платные услуги

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА


ПАМЯТКА

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ МОШЕННИЧЕСТВА

Практически ежедневно в правоохранительные органы поступает информация о новых фактах телефонного мошенничества. Результаты анализа сообщений о мошеннических действиях неизвестных лиц, совершаемых по телефону, указывают на то, что злоумышленники становятся все изощрённее и изобретательнее. Для реализации преступного умысла они зачастую используют IT-технологии и программное обеспечение, а также поддельные документы с реквизитами различных государственных органов и банковских организаций.

Наиболее распространённые схемы телефонного мошенничества:
  • обман по телефону: требование выкупа или взятки за освобождение, якобы, из отделения полиции знакомого или родственника;
  • SMS-просьба о помощи: требование перевести определённую сумму на указанный номер, используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.п.;
  • телефонный номер-«грабитель»: платный номер, за один звонок на который со счёта списывается денежная сумма;
  • выигрыш в лотерее, которую, якобы, проводит радиостанция или оператор связи: вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды, либо перевести крупную сумму на свой счёт, а потом ввести специальный код;
  • простой код от оператора связи: предложение услуги или другой выгоды – достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства с Вашего счёта;
  • штрафные санкции и угроза отключения номера: якобы, за нарушение договора с оператором Вашей мобильной связи;
  • ошибочный перевод средств: просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку;
  • услуга, якобы, позволяющая получить доступ к SMS и звонкам другого человека.

Чтобы войти в доверие к жертве, преступники называют анкетные и паспортные данные, номер карты и даже остаток по ней. Преступники получают эти сведения на нелегальных рынках, куда «сливаются» данные из интернет-магазинов, государственных структур и финансовых учреждений. Но и сами пользователи оставляют слишком много следов в интернете: пересылают фотографии своих карт, сканы паспортов и другую важную информацию в социальных сетях и мессенджерах.
В настоящее время наиболее распространена мошенническая схема с использованием спуфинга – системы автоматизированной подмены абонентских номеров и/или аккаунтов мессенджеров (в случае использования поддельных Telegram-, Whatsapp-аккаунтов руководителей вузов мошенники вступают в переписку с работниками организации от их имени), при этом нередко дозвон осуществляется несколько раз подряд с разных номеров. То есть на абонентской станции (на телефонном аппарате/планшете/мониторе) отображается номер телефона/аккаунт, не соответствующий реальному номеру/аккаунту абонента, осуществляющего звонок/сообщение. Для этих целей используются специальные программные средства, в которых имеется поле указания желаемого номера для отображения у конечного абонента – таким образом можно ввести абсолютно любой номер телефона.

Мошенники могут подделывать, имитировать или использовать номера, которые похожи на номера банков или других официальных организаций. Их задача – узнать личные данные или данные банковской карты, коды или пароли от банковских приложений, заставить перевести деньги. К вам могут обратиться по имени и отчеству и назвать отделение банка, где у вас оформлена карта.

В схемах обмана могут быть задействованы несколько человек. Например, мошенники имитируют переключение звонка на других специалистов, создавая видимость крупной организации.

Не следует перезванивать по входящим номерам и вести переписку с «фейковыми» аккаунтами, поскольку они отображаются некорректно – с подменой телефонного номера.
Мошенниками в ходе телефонного разговора часто высказываются требования о явке по называемым ими адресам и убеждения в необходимости перевода денежных средств под различными предлогами на указанные звонящим лицом счета.
Сотрудники правоохранительных органов, на которых возложены обязанности по проведению оперативно-розыскных мероприятий и предварительного следствия, производят вызов граждан в порядке, установленном законодательством. Лица вызываются повесткой. При этом должностное лицо никогда не требует по телефону предоставления персональных данных и банковских реквизитов, информации по счетам и платёжным картам.
Ни по телефону, ни в ходе очной беседы сотрудники правоохранительных органов не заявляют требований о переводе денежных средств на какие-либо счета. Это незаконно. Любые предложения о содействии правоохранительным органам, например, в поимке преступников путем перечисления денежных средств на указанные «собеседником» счета, либо с целью обезопасить сбережения от противоправных действий третьих лиц – это явный признак мошенничества, о чем необходимо сообщить в правоохранительные органы.
Для завладения денежными средствами в подтверждение вымышленной мошенниками информации электронными и иными средствами связи зачастую предоставляются «подтверждающие» поддельные документы.
В случае таких требований со ссылкой на отправленные документы стоит позвонить по номерам телефонов государственных органов или финансово-кредитных организаций, указанных на их официальных сайтах, и проверить подлинность полученного документа и достоверность сведений.  При этом следует уточнять совокупность всех сведений. 
Следует помнить, что в случае, когда потерпевший сообщает злоумышленнику о том, что сам перезвонит в государственные органы и финансовые организации для уточнения всей информации по данному вопросу, он может натолкнуться на провокации.
Мошенники зачастую путем угроз и недостоверной информации пытаются убедить абонента не делать этого, поскольку якобы может произойти «разглашение определенных сведений, за что действующим законодательством предусмотрена ответственность». Данные заявления не являются правомерными и рассчитаны на запугивание абонента, который может растеряться и отказаться проверить поступившую информацию и достоверность документов.

Схемы аферистов с инвестициями
Инвестиционные мошенники — хорошие психологи, которые знают, как вызвать интерес, расположить собеседника к себе и убедить человека расстаться с собственными сбережениями.
Часто для обмана злоумышленники создают сайты, которые сложно отличить от настоящих сайтов банков и брокерских компаний. А еще выкладывают посты в соцсетях от имени вымышленных людей или выступают под видом компетентных экономистов, рекламируя подозрительные инструменты с высоким доходом.
Прежде всего в таких предложениях должна насторожить высокая доходность: от 30% до 250% годовых и выше.
Первый шаг этой схемы — заставить человека зарегистрироваться на сайте. Второй — пополнить виртуальный счет, то есть перевести деньги.
Но первое время все выглядит по-настоящему. К начинающему инвестору подключают «опытного» экономиста, который дает советы: как выгоднее распорядиться деньгами и во что инвестировать. Цель у наставника одна — вытащить у клиента как можно большую сумму. Поэтому вначале «доход» на виртуальном счете растет, якобы от удачных инвестиций. Но все это — фейковая информация, а деньги на самом деле находятся у злоумышленников.
Иногда, чтобы вызвать доверие, жертве действительно поступает на карту небольшая сумма — якобы дивиденды с акций. Но это всего лишь еще одна наживка.
Если человек пытается вывести вложения или откажется инвестировать больше, мошенники стараются давить сильнее: рисуют перспективы обогащения, предлагают взять кредит и продать имущество ради быстрого заработка.
Но даже если человек продолжит настаивать на своем и потребует вернуть деньги, сделать это вряд ли получится. Мошенники могут объяснить это высокими комиссиями, которые «съели» всю сумму, или просто перестанут выходить на связь.

Чтобы не стать жертвой мошенничества и не потерять свои денежные средства следуйте следующим правилам:
  • не разговаривайте с незнакомыми людьми! Тем более не пускайте их в дом
  • если к вам пришли социальные работники и т.п., убедитесь, что они те, за кого себя выдают, попросите представиться, предъявить удостоверение, перезвоните в управление социальной защиты населения по месту вашего проживания, назовите фамилии и имена пришедших, опишите их внешность. Если полученная информация не совпадает, значит – это мошенники!
  • Ни при каких обстоятельствах не передавайте в пользование свои сберегательные книжки (кредитные карты) и иные финансовые документы, никому не называйте свой пароль от банковской карты. Помните о том, что никто и ни в какой ситуации не имеет права требовать от вас назвать ПИН-код, даже сотрудник банка;
  • Всегда проверяйте информацию. Позвоните родственнику, попавшему в беду, если его телефон не отвечает, не торопитесь, повторите попытку через 5 минут.


Соблюдайте правила безопасности при электронных платежах: 
  • Желательно подключить SMS-уведомления. 
  • Вовремя обновлять контактные данные. 
  • Не допускать посторонних к банковской карте, электронному кошельку, мобильному телефону и компьютеру.
  • PIN-код нужно помнить, нигде не записывать в явном виде, никому не говорить, никогда не вводить в Интернете, прикрывать рукой при вводе через терминал. 
  • Использовать сложные и разные пароли, регулярно их менять, никому не сообщать и не пересылать.
  • Не использовать функцию запоминания паролей и автоматической авторизации в платежных интернет - сервисах. 
  • Желательно использовать режим «Инкогнито» (приватный) при совершении покупок через Интернет. Удалять информацию о платежах с помощью очистки буфера файлов и файлов сохранения данных.
  • Избегать SMS-платежей на короткие номера для оплаты Интернет - услуг и переводов непроверенным получателям.
  • Не реагировать на сообщения якобы от банка или оператора платежей, если предлагается перерегистрироваться, повторно ввести данные, перезвонить и т.п. 
  • Совершать покупки в Интернете нужно с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах.
  • Незамедлительно сообщить в платежную организацию, если кошелек «взломан», карта потерялась, скомпрометирована или с нее без согласия держателя списаны деньги. 
  • При пользовании банкоматом проявлять осторожность, обращать внимание на посторонних вокруг, на подозрительные устройства и накладки в местах ввода PIN-кода и карты.

Незамедлительно сообщайте о любых проблемах, связанных с платежами.
Если карта или данные о ней потеряны, а кошелек «взломан» - их нужно немедленно заблокировать, сообщив в платежную организацию.
В случае ошибочного или несанкционированного платежа, необходимо незамедлительно сообщить в платежную организацию до конца следующего дня, чтобы сумма этой операции была полностью возмещена. Если уведомление поступит позже, вернуть деньги будет гораздо сложнее.

Ни в коем случае не поддавайтесь уговорам и угрозам телефонных мошенников, не сообщайте свои персональные данные и не переводите денежные средства на какие-либо, в т.ч. указанные ими, счета. Сообщайте о таких фактах в органы полиции. Помните, что задача мошенников – не дать жертве всё обстоятельно обдумать.
Если звонящий представился сотрудником правоохранительного органа – проверяйте озвученную им информацию по телефонам «горячих линий» соответствующего госоргана.

Способы защиты от телефонных, в т.ч. кратковременных, звонков:
  • добавление номера в чёрный список;
  • услуга блокировки звонков от сотовых операторов (напр., сервис Ева от Мегафон);
  • использование специальных приложений (Kaspersky Who Calls для Android или iOS, Яндекс для Android или iOS, Яндекс Браузер для iPhone и iPad);
  • игнорирование звонка/сообщения, разрыв соединения без какого-либо ответа.

Безопасность интернет-платежей:
  • Не кликать по ссылкам, предлагающим получить призы, подарки, льготы и пр.
  • Избегать сайтов с большим количеством рекламы, автоматически открывающимися окнами, переадресацией.
  • Новые программы и обновления брать только из проверенных источников. 
  • Регулярно обновлять антивирусные и антишпионские программы. 
  • Пользоваться платежными системами, которые требуют двойной авторизации (3D Secure).
  • Не реагировать на e-mail или оператора платежей, если предлагается перерегистрироваться, повторно ввести данные и т. п. Перезванивать в справочную службу банка или опера-тора платежей, чтобы перепроверить подлинность подобного запроса.
  • При использовании интернет-сервисов, запрашивающих персональную информацию (почтовые ящики, социальные сети и пр.), убедиться, что в адресной строке браузера текст начинается с https - это признак защищенного протокола.

Обратите внимание:
до создания учетной записи в платежной системе и выполнения в ней первого платежа необходимо ознакомиться с правилами данной системы.

ВАЖНО!
В случае ошибочного или несанкционированного платежа необходимо незамедлительно сообщить в платежную организацию до конца следующего дня, чтобы сумма этой операции была полностью возмещена.

Если вы стали жертвой мошенников
Внимание. Не удаляйте SMS и номера телефонов злоумышленников, эти данные могут понадобиться при сборе доказательств и описании мошенничества.

Вы перезвонили на платный номер или отправили платную SMS
Попробуйте вернуть деньги через вашего мобильного оператора. Для этого обратитесь к нему с письменной жалобой, в которой:
Опишите все детали: дату, время, номер телефона.
Укажите, что вас ввели в заблуждение о стоимости звонка или SMS.
Потребуйте вернуть сумму в полном объеме.

Вас вынудили сообщить данные банковской карты
Незамедлительно заблокируйте карту, чтобы не дать возможность злоумышленникам списать с нее деньги.

Деньги списаны с карты без вашего согласия
Обратитесь в правоохранительные органы и банк, который выпустил карту, с заявлением о мошенничестве. В нём нужно подробно описать все обстоятельства и приложить доказательства:
Номер телефона, с которого вам звонили или отправляли SMS.
Детализацию от мобильного оператора.
Описание, когда и где это произошло.
По вашему заявлению должны провести проверку и вынести решение.


Изображение от <a href="https://ru.freepik.com/free-photo/hacker-with-laptop_3361153.htm#page=11&amp;query=%D0%BC%D0%BE%...;


Возврат к списку