+7 (495) 374-77-76запись на приём
+7 (495) 374-55-83платные услуги

Влияние когнитивно-моторных тренировок в виртуальной среде на психофизиологические параметры и функцию равновесия в пожилом возрасте

Влияние когнитивно-моторных тренировок в виртуальной среде на психофизиологические параметры и функцию равновесия в пожилом возрасте

Хижникова А.Е., Клочков А.С., Котов-Смоленский А.М., Фукс А.А., Супонева Н.А., Пирадов М.А.
Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. Том 2, № 4 (2020)

Обоснование. Нарушение функции равновесия является одной из самых распространенных проблем у людей пожилого возраста. Исследования показывают, что время реакции на визуальный и аудиальный стимул является показателем процессов ингибирования, играющих решающую роль в поддержании равновесия у пожилых людей, а тесты времени реакции ингибирования могут служить предиктором риска падений у пожилых. Одним из преимуществ технологии виртуальной реальности является возможность реализации когнитивно-моторных тренировок. Высказывается мнение, что тренировки в виртуальной среде способствуют улучшению реакции на быструю смену обстановки, внимания, пространственно-временной памяти и планирования, что благоприятно сказывается на постуральных функциях. Тем не менее в настоящий момент влияние тренировок в виртуальной среде на нейродинамические процессы недостаточно изучено.

Цель исследования — изучить статус и динамику психофизиологических показателей, и их взаимосвязь с функцией равновесия на фоне когнитивно-моторных тренировок в виртуальной среде у пациентов с хронической ишемией головного мозга.

Методы. В исследовании приняло участие 24 человека. В экспериментальную группу вошло 14 пациентов с подтвержденным диагнозом хронической ишемии головного мозга. В группе здоровых добровольцев проводилось тестирование на системе УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Пациенты, включенные в экспериментальную группу, проходили тестирование по клиническим шкалам (шкала баланса Берг и шкала MоCA), а также инструментальную оценку на УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Все пациенты проходили когнитивно-моторную тренировку на системе виртуальной реальности Rehabunculus (Россия), направленную на восстановление функции равновесия.

Результаты. На фоне курса когнитивно-моторных тренировок в виртуальной среде у пациентов было отмечено достоверное (p=0,01) улучшение функции поддержания равновесия, оцениваемой по шкале баланса Берг, а также уменьшение количества ошибок при выполнении теста простой зрительно- моторной реакции, улучшение стабильности скорости простой зрительно-моторной реакции. Кроме того, была выявлена отрицательная корреляция медианы времени реакции с функцией равновесия по шкале баланса Берг (r=-0,715).

Заключение. Полученные данные позволяют сделать вывод, что объективные показатели скорости реакции на визуальный раздражитель могут служить маркерами процессов адаптации нервной системы на фоне проведения когнитивно-моторных тренировок, которые в свою очередь оказывают положительный эффект на функцию равновесия.


https://journals.eco-vector.com/2658-6843/article/view/52594#