+7 (495) 374-77-76запись на приём
+7 (495) 374-55-83платные услуги

Вербально-логическое мышление у пациентов с инсультом в молодом возрасте (анализ выполнения методики Выготского–Сахарова)

Вербально-логическое мышление у пациентов с инсультом в молодом возрасте (анализ выполнения методики Выготского–Сахарова)
Петухова А.В., Ковязина М.С.
Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 4. С. 113-124.
Проблема инсульта, дебют которого приходится на возраст между 18 и 45 годами, становится все более актуальной. Число случаев инсульта в молодом возрасте существенно увеличивается в последние годы. Для пациентов столь активного возраста первостепенной задачей в рамках реабилитации является возвращение к прежнему социальному взаимодействию и трудовой деятельности. Для этого необходим достаточный уровень функционирования понятийного мышления. Понятие - это основной структурный элемент вербально-логического мышления, которое определяет возможность понимания сущности связей между объектами, мировоззрение человека и его критичность. Основной метод исследования процесса формирования понятий - эксперимент по созданию искусственных понятий. В работе используется методика Выготского-Сахарова, позволяющая оценить этот процесс и увидеть используемые допонятийные уровни развития мышления. В статье содержатся результаты количественного и качественного анализа выполнения методики 50 пациентами с инсультом в молодом возрасте и 150 условно здоровыми участниками в возрасте от 18 до 45 лет (SD = 8,12 и SD = 8,65 соответственно). Оценка состояния понятийного мышления проводится по таким параметрам, как время выполнения поставленной задачи, количество сделанных ходов, число гипотез, наличие повторных гипотез и используемые допонятийные формы мышления. Полученные результаты отражают состояние нейродинамической, регуляторной и операциональной составляющих понятийного мышления. Показано, что при инсульте в молодом возрасте все они страдают, а также что существуют значимые различия как между контрольной и экспериментальной группами, так и между решившими и не решившими поставленную задачу пациентами с инсультом. Делаются выводы о возможности выделения критериев для нейропсихологической диагностики нарушений понятийного мышления. Проведенное исследование является одним из этапов процесса стандартизации методики Выготского-Сахарова для использования ее при нейропсихологической диагностике в неврологической клинике.