+7 (495) 374-77-76запись на приём
+7 (495) 374-55-83платные услуги

Роль логопеда при проведении интраоперационного картирования речевых зон в условиях краниотомии в сознании

Роль логопеда при проведении интраоперационного картирования речевых зон в условиях краниотомии в сознании
Бердникович Е.С., Орлова О.С.
Специальное образование. 2022. № 4 (68). С. 202-213.
Краниотомия в сознании - это нейрохирургическое вмешательство, направленное на выявление и сохранение функционально значимых зон головного мозга во время удаления опухолей, расположенных рядом с корковыми и подкорковыми центрами речи. Авторами представлен обзор современной литературы, посвященной данной проблеме. В статье изложена стратегия активного педагогического воздействия на дооперационном и операционном этапе, представлена схема методов речевой диагностики при интраоперационном картировании, результаты оценки импрессивной и экспрессивной речи пациентки до и после операции. Целью исследования явилось обоснование важности и необходимости логопедической поддержки лиц с онкологическими заболеваниями головного мозга в процессе нейрохирургического воздействия. Впервые в отечественной логопедии рассматриваются педагогические аспекты, касающиеся методики обследования речи, их влияния на реабилитационный потенциал и возможности логопедического воздействия. Авторы считают логопеда ключевым специалистом в мультидисциплинарной реабилитационной команде, без которого невозможно эффективное восстановление пациента. В статье представлен первый опыт удаления опухоли головного мозга с применением краниотомии в сознании в ФГБНУ «Научный центр неврологии», анализируются проявления речевых расстройств у пациентки с диффузной астроцитомой левой височной доли и островка на фоне симптоматической эпилепсии. С учетом новейших исследований целесообразно на первом этапе оказания реабилитационной помощи онкологическим пациентам включать педагогическую пререабилитацию.