Оксфордский опросник оценки состояния стопы у детей (Oxford Ankle Foot Questionnaire): лингвокультурная адаптация в России
Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2021. Т. 9. No 2. С. 135–142. DOI: https://doi.org/10.17816/PTORS64382
Обоснование. Согласно данным литературы Оксфордский опросник оценки состояния стопы у детей является валидным средством оценки структуры жалоб, что вызывает необходимость создания адаптированной русскоязычной версии.
Цель — лингвокультурная адаптация русскоязычной версии Оксфордского опросника оценки состояния стопы у детей.
Материалы и методы. Лингвокультурная адаптация опросника была проведена поэтапно с соблюдением международных стандартов. Предварительно были опрошены 35 детей 5–16 лет и их родители для уточнения правильности понимания расположения анатомических областей нижней конечности. Для утверждения русскоязычной версии опросника выполнено пилотное тестирование русскоязычной версии среди 20 детей 5–16 лет и их родителей.
Результаты. Поскольку все опрошенные дети верно определили анатомическую область «нога», 91,4 % детей верно назвали «стопу», но лишь 20,0 % смогли указать на голеностопный сустав и 57,0 % родителей затруднились с определением расположения голеностопного сустава, было принято решение перевести словосочетание ankle and foot как «стопа», что было отражено в названии опросника и тексте вопросов. Анкетирование при помощи финальной версии опросника продемонстрировало, что в целом у детей и их родителей не возникло трудностей с пониманием вопросов анкеты, а дополнения и уточнения не носили принципиального характера.
Заключение. Данная русскоязычная версия Оксфордского опросника оценки состояния стопы является единственным инструментом оценки структуры жалоб у детей 5–16 лет с патологией стоп различной этиологии, а также оценки мнения родителей в отношении того, насколько патология стоп влияет на физический, социальный и эмоциональный компонент жалоб их ребенка.