+7 (495) 374-77-76запись на приём
+7 (495) 374-55-83платные услуги

Сосудистые заболевания мозга и память

Сосудистые заболевания мозга и память

Л.С. Манвелов 

кандидат медицинских наук

ГУ НИИ неврологии РАМН

Понять, что такое память и где она хранится, люди пытались с давних времен. Так, древние греки считали, что информация в виде каких-то частиц попадает в мозг и оставляет отпечатки на его мягком веществе. Хранилищем памяти считали головной мозг такие выдающиеся деятели античного мира, как философ Платон и врач Гиппократ. По современным представлениям, память – это способность к сохранению и использованию полученной информации. Выдающийся отечественный физиолог И.М. Сеченов назвал память “...едва ли не самым великим чудом и животной, и, особенно, человеческой организации”. Экспериментальное изучение памяти началось только в 80-е годы XIX столетия. Современные методы исследования (психологические, нейрофизиологические, молекулярно-генетические, томография мозга и др.) позволили приблизиться к разгадке механизмов памяти. Так что острое замечание американского математика Джона фон Неймана: “О природе и механизмах памяти мы знаем не больше древних греков” несправедливо.

Известно, что память осуществляется практически всеми областями мозга, но определенные его участки играют ведущую роль. Так, для сохранности информации, полученной от органов чувств (зрения, слуха и др.), необходима бесперебойная работа затылочных, височных и теменных долей мозга.

Основными характеристиками памяти являются: длительность формирования информационных следов, прочность и длительность их удерживания, объем запомненного материала и точность его воспроизведения. Нарушение хотя бы одного из этих звеньев сказывается на всей функции памяти. По времени закрепления и сохранения материала различают два вида памяти: кратковременную и долговременную. Кратковременная память отличается быстрым запоминанием и быстрым (в течение нескольких минут) стиранием следов информации. Для долговременной памяти характерно накопление и длительное хранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Наиболее частыми причинами нарушения памяти являются сосудистые заболевания головного мозга, которые широко распространены. При этом основную их массу (60–70%) составляют начальные формы, при которых нарушения памяти могут быть ведущим симптомом. Главными причинами сосудистых заболеваний мозга являются артериальная гипертония и атеросклероз, причем возможны два варианта развития событий: внезапная, “как гром среди ясного неба”, сердечнососудистая катастрофа в виде инсульта, инфаркта миокарда и др. или же медленное прогрессирование страдания с появлением целого ряда симптомов, одним из которых (и нередким) является нарушение памяти.

Еще в XVII веке французский писатель моралист Жан де Лабрюер очень верно подметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”. Если вы хотите сохранить активное творческое долголетие, не разделить судьбу людей, у которых снижена или даже потеряна память, не стать обузой для семьи – старайтесь соблюдать здоровый образ жизни. Известно, что многие политические деятели, писатели, артисты, добившиеся успеха в жизни, активно занимаются спортом. Признайтесь сами себе: вы ведь “загружены” не больше, чем они? Пройдет не так уж много времени систематических занятий, и вы почувствуете прилив жизненных сил, бодрости. Улучшатся память, работоспособность, настроение.

Больным артериальной гипертонией необходим постоянный прием гипотензивных средств под контролем уровня артериального давления. При высокой гипертонии не следует стремиться снизить артериальное давление до “нормы” (ниже 140/90 мм рт. ст.). Это может привести к ухудшению кровоснабжения жизненно важных органов, в первую очередь мозга и сердца. Достаточно снизить показатели артериального давления на  10–15% от исходного уровня. При атеросклерозе, согласно рекомендациям экспертов ВОЗ, если в течение 6 месяцев уровень общего холестерина в крови при строгом соблюдении диеты остается высоким (240 мг/дл и выше), назначают препараты гипохолестеринемического действия, которые принимают длительное время. Важно также своевременно начать лечение сахарного диабета и заболеваний сердца.

При сосудистых заболеваниях мозга назначают сосудорасширяющие препараты, средства для улучшения обмена веществ в мозге, успокаивающие, противосвертывающие лекарства, витамины и др. При нарушениях памяти проводят лечение ноотропными препаратами.

Уникальными свойствами по улучшению памяти обладает препарат Билобил, представляющий сухой экстракт листьев гинкго билоба (растительное происхождение представляет важное преимущество Билобила перед другими средствами для лечения расстройств памяти). Биологически активные ингредиенты экстракта гинкго билоба способствуют улучшению кровотока в мозге и препятствуют агрегации тромбоцитов. Показано, что Билобил нормализует метаболизм мозга, оказывает антигипоксическое действие на ткани, улучшает потребление кислорода и глюкозы. Проводившиеся во многих центрах мира исследования показали, что Билобил оказывает благоприятное действие при расстройствах памяти сосудистого и иного происхождения(например, при болезни Альцгеймера), особенно сопровождающихся головокружением, шумом в ушах, нарушением сна и координации движений. Побочные эффекты при приеме Билобила достаточно редки, и это еще один фактор, позволяющий широко рекомендовать препарат даже для приема в амбулаторной практике в течение продолжительного времени (повторные курсы по 3–4 месяца).

Тренировка памяти проводится с учетом характера нарушений, особенностей личности, интеллекта больного и желания заниматься. Врач или специально подготовленный родственник (условно – “преподаватель”) проводит занятия ежедневно по 45 минут с одним 5-минутным перерывом обязательно в отдельном, тихом помещении. Курс занятий по тренировке памяти сочетается с лекарственным и другими видами лечения и продолжается в среднем два месяца. Приведем несколько вариантов занятий по тренировке памяти.
1-е задание. “Преподаватель” берет в руку несколько разноцветных, ярких предметов: ключ, пуговицу, авторучку, кольцо с камнем и т.д. и показывает их пациентам. Сначала на ладони, а затем и убрав руку, просит их назвать и описать. Записи больных сравниваются и коллективно обсуждаются. Периодически меняют предметы и увеличивают их число (от 4 до 10).
2-е задание. “Преподаватель” кладет на стол 7 ярких и крупных предметов и накрывает их платком. Затем, сняв на короткое время платок, показывает их больным, после чего вновь накрывает платком и просит их описать. Записи больных сличаются и коллективно обсуждаются. Число предметов можно увеличить до 10.
3-е задание. “Преподаватель” просит каждого больного описать на бумаге словесный портрет лечащего врача (глаза, нос, подбородок и т.д.).
4-е задание. “Преподаватель” просит больного описать обстановку (мебель) у него дома.
5-е задание. “Преподаватель” читает вслух по строфам незнакомое больному, но достаточно простое стихотворение, затем просит повторить: в 1-й день – первую строфу, во 2-й день – первую строфу и начало второй строфы, в 3-й день – повторение 1-й и 2-й строф и начало 3-й строфы и т.д.
6-е задание. “Преподаватель” на короткое время показывает больным яркий и крупный предмет, а затем, убрав его, просит описать или зарисовать по памяти.
7-е задание. Воображаемая прогулка по центральной улице города. Каждый больной должен по возможности рассказать о достопримечательных местах, описать внешний вид отдельных домов.
8-е задание. Воображаемый магазин. Каждый пациент получает задание “купить” продукты для приготовления обеда. Периодически “меню” меняется. В дальнейшем предлагается перенести занятия в реальные жизненные обстоятельства.
9-е задание (заключительное). Больной записывает вечером в дневник события минувшего дня. Безусловно, улучшение памяти зависит не только от лечащих врачей и психологов, но и от самого пациента. Необходимо преодолеть лень, апатию и скептицизм, настроиться на длительные занятия. Ведь, как говорит народная мудрость: “Без труда не выудишь и рыбку из пруда”.

© Журнал "Нервы", 2006, №4

 

наверх